Топливо для самолетов: основные моменты

Какие виды авиатоплива существуют?

В зависимости от используемого на летательном аппарате типа двигателя (реактивный/турбореактивный или же поршневой) в его топливные баки заливается либо авиационный керосин, либо авиационный бензин. И хотя последний во многом достаточно сильно похож на своего "автомобильного родственника", есть целый ряд параметров, по которым он сильно отличается. Помимо фракционного состава, октанового числа и ряда иных технических вещей (например, количества непредельных соединений, влияющих на осмоляемость топлива - т.е. на его гарантированное время хранения) существует характеристика, являющаяся своеобразным водоразделом между двумя этими подвидами бензина. Дело в том, что авиационное топливо непременно содержит в себе как топливную присадку весьма ядовитую субстанцию - тетраэтилсвинец (ТЭС). Безболезненно изъять ТЭС из авиабензина пока что не получилось ни у кого из производителей, существуют лишь отдельные частичные успехи по снижению его содержания в линейке зарубежных авиабензинов (например, 100VLL и 100LL).

авиационное топливо

Чем определяется стоимость авиабензина?

В Российской Федерации на топливо для самолетов цена обуславливается несколькими ключевыми факторами:

  • большие НПЗ авиабензин не хотят производить в силу того, что объём этого рынка мал, а производственные накладные расходы - велики (из-за ТЭС нужна своя выделенная технологическая линия и строгое разделение оборотной тары между этими видами бензина);
  • изготовителей ТЭС ни в России, ни в Таможенном Союзе больше нет - то есть присадку нужно импортировать, причём в промышленных количествах (а она весьма ядовита!);
  • процесс контроля качества авиабензина сложен и затратен, отнюдь не все производители потенциально готовы эти сложности преодолевать.

авиационное топливо

По факту, производить авиабензин даже путём компаундирования из готовых компонент смогло лишь весьма ограниченное количество частных российских фирм, которым попутно пришлось разрешать сложные проблемы с себестоимостью и логистикой продукта, а также выдержать весьма жёсткую конкуренцию с зарубежным товаром. Следует учитывать тот факт, что в Россию массово поступает авиабензин 100LL, изготавливаемый на мощностях гигантов нефтехимической индустрии вроде Conoco-Phillips и Shell, также импортируется крупными партиями польский авиационный бензина Б-91/115. Отметим, что общая потребность российского топливного рынка "малой авиации" по авиабензину оценивается на уровне 10-30 тысяч тонн ежегодно.

авиационное топливо

Наверх